декабря 03, 2009

Для чего хорош eLearning

Эта статья предназначена тем, кто делает свои первые в elearning. В ней мы рассмотрим, в каких случаях подходит дистанционное обучение, а когда стоит обратить внимание на другие методы.

Моему двухлетнему сыну очень нравится Строитель Боб. Боб — это мультяшный мастер на все руки, способный превращать свою руку во всё что угодно. Он твёрдо нацелен на результат и берётся за всякую работу с большим удовольствием. Как сказал бы сам Боб, ключ к тому, чтобы хорошо выполнить работу, состоит в том, чтобы выбрать подходящий инструмент.

В сфере обучения многие из нас подобны Строителю Бобу. Каждый проект, или цель обучения, имеет свои особенности. Мы зачастую ограничены во времени и ресурсах, но зато есть масса внешних обстоятельств, которые довлеют над нами. В этих условиях нам нужно выбрать наилучшее средство, или метод обучения, чтобы добиться поставленной цели.

Когда время поджимает, а бюджет не даёт разгуляться, появляется искушение видеть в ДО панацею, которая позволит удовлетворить все запросы. У него хорошая масштабируемость; так что стоимость обучения 10 000 людей кажется примерно такой же, как и для 100. У него также преимущества в гибкости, в лёгкости доставки обучаемому, в скорости, с которой его можно развернуть.

Сейчас многие организации рассматривают построение своих собственных, внутренних систем обучения с использованием инструментов «быстрого» создания ДО-курсов, или же с привлечением внешних разработчиков по схеме аутсорсинга. Оба подхода могут быть весьма эффективными для множества тренинговых задач.

Однако elearning не является решением “на все случаи жизни”. Это просто ещё один инструмент в наборе тренера. Но как же узнать, подойдёт ли он в данном конкретном случае? Не существует чётких и жёстких правил для определения ответа, но есть несколько общих принципов, которые помогут принять решение.



eLearning прекрасно работает, когда:
  • Целевая аудитория очень велика и/или географически распылена.
    ДО становится чрезвычайно выгодным по стоимости, когда вам нужно обучить множество людей уметь или знать одно и то же. Такое обучение хорошо масштабируется, и чем больше набирается аудитория, тем меньшими будут затраты на одного обучаемого.
  • Речь идёт об относительно небольшом объёме материала.
    Довольно трудно удерживать внимание людей длительное время — при любой форме обучения, и в частности, когда привлекается самообучение. По этой причине материалы для ДО долны быть относительно короткими. Ориентируйтесь на “куски” продолжительностью не более 20 мин.
  • Вашей аудитории необходимо пройти обучение быстро. Если вам нужно обучить людей быстро, с минимальным отрывом от работы, и убедиться, что они усвоили материал, ДО будет хорошим решением. Короткие дистанционные учебные занятия можно проходить в течение рабочего дня, не прибегая к необходимости покидать рабочее место и тратить время на дорогу. Ещё лучше, если учебные материалы будут разделены на кусочки по 2–5 минут и доступны откуда бы то ни было, когда человек захочеи к ним обратиться.
  • Вам нужно обучить людей пользоваться информационной системой. Будет ли это какая-нибудь разработка вашего собственного IT-отдела или стандартное программное обеспечение, ДО очень хорошо подходит для такого типа обучения. Можно легко построить учебные обзоры и интерактивные симуляторы IT-систем, по которым люди смогут освоить использование этих программ.
Вы должны обратиться к другим методам обучения, когда:
  • Целевая аудитория заметно различается по целям обучения и предварительному уровню знаний. ДО — не то решение, которое подойдёт всем одинаково. Тренер может подстраиваться под слушателей в том, что именно он/а преподаёт, как он/а это преподносит, чтобы предоставить дополнительную помощь тем, кто в ней нуждается, и ответить на дополнительные вопросы тех, кто обгоняет остальных.
  • Если материал содержит много текста. Если материал перегружен текстом, не заставляйте людей читать его с экранов компьютеров. Интенсивное чтение с компьютерных мониторов быстро утомляет, и люди начинают искать способов распечатать этот материал.
  • Вам нужно добиться от слушателей изменения отношения к чему-либо. Это может быть сделано и с помощью ДО, однако чтобы быть уверенным, что отношение людей изменилось, они должны иметь возможность задавать вопросы и просматривать весь материал.
  • Требуется значительное количество работы в парах и малых группах. Если необходимым условием эффективности обучения являются навыки совместной работы и обмен опытом, подумайте о другом методе обучения.

Помните также, что ДО не обязано быть структурированным маршрутом, по которому люди должны пройти. Оно может быть соединением средств электронного обучения, таких, например, как подкаст, онлайн-викторина, видео-клип, интранет-страница, документы, интерактивные сценарии, SMS-сообщения, занятия в виртуальном классе и т. п. Так что, как вы можете видеть, в рамках электронного обучения существует целый набор различных средств, из которых можно подбирать наиболее подходящие для конкретного проекта. Впрочем, использование такого “смешанного” подхода должно стать предметом другой статьи.

Если вы разрабатываете на заказ электронные учебные курсы, вы можете удивиться, почему я советую вам рассмотреть другие методы обучения. Ответ в том, что я хочу, чтобы вы, делая свои первые шаги, сделали их правильно с самого начала. С правильными изначальными знаниями, вы будете иметь гораздо больше шансов добиться успеха в электронном обучении в вашей организации.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

супер :) ДО очень эффективно. я работаю над построением системы обучения в компании с широкой филиальской сетью, в сезон нереально собрать всех на тренинг, а даже если найти время, то затраты составят около полумиллиона. а мои видео-уроки работают в любое время, даже когда я сплю :)